О неформальном образовании

В целях обеспечения непрерывного образования в Казахстане принята Концепция обучения в течение всей жизни.
«Прорабатывается актуализация национальной рамки квалификации для обеспечения признания неформального образования. Сертификаты и кредиты, полученные через неформальное образование, будут переведены в Stackable degree. Будет предоставлена возможность приобретения микроквалификаций». (из выступления Министра науки и высшего образования   Саясат Нурбек на заседании правительства).
Что же такое неформальное образование, о необходимости развития сейчас так много говорится? На эту тему мы побеседовали с проректором Алматинского технологического университета по академическим вопросам Байболовой Ляззат Кемербековной.

— Ляззат Кемербековна, расскажите, пожалуйста, о концепции обучения в течение всей жизни?

— Начнем с того, что раньше в нашем образовании существовала концепция – одно образование на всю жизнь. Но сейчас другое время и другие требования. На сегодняшний день как никогда востребована Концепция Lifelong learning. Она является важной частью образовательной системы. Информационные технологии ускоренно развиваются, а значит, умение учиться – главное качество современного человека.  На фоне роста количества онлайн и офлайн ресурсов зарождаются новые понятия и термины, одним из которых как раз и является «Обучение длиною в жизнь». Именно так можно дословно перевести словосочетание Lifelong Learning. То есть, мы говорим о том, что человек должен учиться на протяжении всей своей жизни.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

— Ляззат  Кемербековна, остановитесь подробнее на неформальном образовании. Что это такое?

— Неформальное обучение – это сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования.

В контексте корпоративного обучения термин «неформальное обучение» широко используется для объяснения многих форм обучения независимых от форм обучения с преподавателем: книги, программы саморазвития, материалы и системы поддержки деятельности, коучинг, сообщества специалистов, справочные материалы.

Под неформальным образованием можно также понимать любое образование, полученное вне системы формального образования, но которое может быть хорошо организовано и структурировано. Формальное образование обычно происходит в официальном учреждении (школа, колледж или университет). При неформальном обучении обучающиеся сами выбирают формат обучения, при этом методы и виды обучения могут быть любым: это различные курсы, семинары, кружки, тренинги по повышению квалификации или по приобретении новых профессиональных компетенций.

— В чем преимущества неформального образования? 

— Трансформация образования повлияло на новый тренд – внедрение коротких обучающих программ (микроквалификаций) и системы так называемых микростепеней. Сейчас обучающиеся делают ставку на оперативность и направляют свои усилия на получение конкретных навыков для будущей профессии, требуемым бизнес-сообществом. Самое главное преимущество – это его доступность. Каждый человек, независимо от возраста и уровня образования может получить новые знания, новую профессию или повысить имеющуюся квалификацию. Обучение может проводиться в традиционном и онлайн форматах в удобное время. Плюсом является также короткий срок обучения и его практическая направленность. Также стоит отметить результативность такого образования. Ведь человек будет идти за этим образованием, исходя из своих интересов и потребностей. Он мотивирован на получение результата.   

На ваш взгляд, как неформальное образование в вузе должно стыковаться с формальным образованием?

— Вузам необходимо поощрять случаи трансформации формальных знаний в неформальные. Один из путей достижения этого – создавать среды совместного обучения (collaborative learning environments), где формальное и неформальное обучение пересекается между собой. Важна роль инновационных технологий: они должны облегчать доступ, как к формальным, так и неформальным знаниям: через встречи с экспертами, электронные сервисы, встречи в интернете, виртуальные группы, программы мгновенного обмена сообщениями, сети экспертов, коучей, чаты и т.д. Цель – достичь 100% учебного решения, при котором формальное и неформальное обучение занимают равные доли и их ценности.

Безусловно, реализация неформального обучения требует, чтобы в обществе соблюдались определенные условия. И прежде всего необходимо, чтобы вуз признавал все возможные формы, форматы и методы обучения. 

Компетенции неформального обучения могут включать в себя:

— Непрерывное обучение 
— Инновационные технологии 
— Самоконтроль
— Практическое применение
— Широкий охват 
— Динамичность 
— Совместное пользование 
— Критерий результативности
— Принятие решений на основе данных 

— Используется ли неформальное обучение в АТУ?

— Да, конечно. Так, УМО РУМС АТУ в целях определения микроквалификаций, востребованных бизнес-сообществом, проведен ряд мероприятий, заседаний и форсайт-сессия. Участниками форсайт-сессии стали представители профильных вузов по группам образовательных программ «Производство продуктов питания», «Текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» и «Ресторанное дело и гостиничный бизнес».

На основе форсайт-исследований рынка труда и прогнозирования потребности в новых компетенциях определены микроквалификации для выпускников курируемых УМО-ГУП групп ОП, расширяющие возможность их трудоустройства:

  1. Пищевая и перерабатывающая отрасли агропромышленного комплекса:

         Специалист по разработке технологической документации на пищевую продукцию
         Специалист по внедрению ХАССП на пищевом предприятии
         Специалист по качеству и безопасности пищевой продукции
         IT-технолог пищевого производства
         Специалист по 3-D-моделированию пищевых продуктов
         Технолог-менеджер пищевого производства
         1С-бухгалтер пищевого производства
         Экспорт-менеджер пищевых продуктов
         Специалист по эко-таре в пищевой отрасли
         Специалист по питанию

  1. Легкая промышленность:

         IT-технолог (работа с тендерными площадками, заключение договоров)
         Менеджер по закупам сырья (подбор материала)
         Эксперт по текстильному сырью и материалам легкой промышленности

  1. Ресторанное дело и гостиничный бизнес

         Виртуальный тренер гостинично-ресторанного бизнеса
         Data – аналитик
         Трендвотчер
         Криэйтор
         Мотиватор

Наш университет также занимается повышением квалификации и переподготовкой кадров.

Учебные программы курсов нашего Института повышения квалификации и переподготовки кадров разработаны с учетом инноваций, происходящих в науке, образовании, в производстве, а также потребностей рынка труда, компетентностного подхода к результатам обучения, требований профессиональных стандартов и отраслевой рамки квалификаций и тем самым практико-ориентированы. Преподавателями предоставляется полный пакет раздаточных лекционных материалов и форм необходимой документации.

Учебные занятия проводятся в специализированных, оснащенных современнейшим оборудованием, учебно-научных производственных мини-цехах АТУ: в хлебном центре, центре по производству макаронных изделий, центре по переработке мяса, центре по переработке молока, научно-исследовательской центре Качество и безопасность продовольственных продуктов, в лабораториях Микробиология, Контроль качества сырья и готовых пищевых продуктов, учебном ресторане, а также в лабораториях Технология продуктов общественного питания, Технология молока и молочных продуктов, Технология мяса и мясных продуктов, Технология переработки зерна, Технология хлеба и макаронных производств, Технология бродильных производств и виноделие, центре по инновационным проблемам и безопасности изделий и товаров текстильной и лёгкой промышленности.

Занятия проводятся на казахском, русском, английском языках специалистами, прошедшими обучение в вузах Европы.

После окончания соответствующего обучения и успешной сдачи экзамена слушателям выдаются документы установленного образца.

Также, в университете функционирует Центр инновационных образовательных технологий, созданный в ответ на инициативу Европейской комиссии по «Открытию образования для всех при помощи новых технологий» и в соответствии с проектом «Модернизация высшего образования в Центральной Азии через новые технологии (HiEdTec)». Большой объем образовательных продуктов нашего университета находятся в открытом доступе для всех желающих.

Кроме того, у нас есть более десятка кружков, где студенты могут освоить полезные для себя навыки. Например, это кружок современных танцев «Golden Team», танцевальный ансамбль «Тұмар», школа вокала «MUSIC», ансамбль Домбыра-Дастан, интеллектуальные дебатные клубы «Жастар» и «Brain storm», театр моды «Тай-на», клуб активистов «Жастар рухы», школа бизнеса и экономики «Enactus ATU. Лига волонтеров «Senim»

Также мы устраиваем различные мастер-классы для наших студентов и преподавателей.

И в завершении, хотелось бы сказать, что качественное и доступное образование – фундамент для развития любого общества. Сегодня это две части одного целого – неформальное образование уже не может восприниматься как противоположность формальному или как его заменитель.

Форматы взаимодействия, как видим, существуют разные: неформальное образование может «встраиваться» в систему формального, дополнять его или быть проводником изменений для него.

Ляззат Кемербековна, спасибо за интересную беседу.